☰ Меню

Управление безопасности
дорожного движения г. Ташкента

Нарушение правил пользования световыми устройствами в автомобилях карается по закону

За период 1 января по 29 марта 2019 года сотрудниками УБДД ГУВД города Ташкента 352 водителя было оформлено по статье 127 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности «Нарушение правил пользования установки звуковых, световых и других устройств транспортных средств». Только за один день 29 марта зафиксировано 20 правонарушений такого рода, а днем ранее (28 марта) – 37.

Законы рождаются не просто так: принятие каждого изменения в ПДД продиктовано требованием безопасности дорожного движения (как для вас, так и для других его участников) и основано на печальной статистике. В случае с ксеноновыми и светодиодными лампочками все далеко не так однозначно, как кажется водителям на первый взгляд. Казалось бы, они действительно светят ярче, но улучшают ли видимость на дороге? Зачастую наоборот: обнаружив несоответствие реальности ожиданиям, огорченный водитель публикует объявление  «Обменяю ксеноновые лампы на родные от Кобальта, без доплаты, готов установить за свой счет». Не задавались ли вы вопросом, почему появляются такие объявления? Человек потратил деньги, обновил заводскую комплектацию, а теперь хочет вернуть все назад – в чем подвох?

Сторонники ксеноновых лампочек ссылаются на то, что при их использовании фары светят намного сильнее (значит, и дорогу должно быть видно лучше). Света действительно получается больше, только светит он «не туда». Дело в том, что свет падает слишком близко к автомобилю, и реальная освещенность дороги ксеноновыми фарами … получается значительно хуже. Это подтверждено сравнительными тестами одних и тех же фар с лампочками разных видов.

В то же время, не угасают споры водителей о преимуществах белого света фар перед желтым. В дождливую погоду это маленькое изменение там, где ему не место, может «съесть» до 40% видимости дороги. Вроде всего лишь оттенок… Хотя кто знает: может Алишер-ака из сергелийской автомастерской действительно разбирается в «ксеноно-лэдовом» вопросе лучше, чем какие-то там инженеры крупных автоконцернов, которые учатся, получают высшее образование, опыт, проходят конкурентный отбор, изобретают и тестируют.

Видимость дороги зависит не только от лампочек, но и от устройства самой фары, в том числе, отражающих элементов в ней. На любом заводе-изготовителе фары/фонари разрабатываются с учетом конкретного типа лампочек. При этом существуют различия в ксеноновом и галогеновом свете, и именно поэтому сделать ставку на другой тип лампочек означает добровольно ухудшить характеристики фар.

Правила существуют не только в связи с опасностями для самого водителя автомобиля, но и в связи с рисками для других водителей: фара может плохо освещать дорогу, но при этом ослеплять тех, кому не повезло проезжать поблизости, что чревато не только испорченным настроением, но и дорожно-транспортными происшествиями. Здесь можно упомянуть и необычные «творческие» изменения в световых приборах: они, может, хороши для фото в инстаграме и выставок, но не для дороги, где отвлекают других водителей и угрожают общей безопасности. 

Надеемся, понятно, почему в Узбекистане согласно техническому регламенту «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации» внесение изменений во внешние световые приборы автомобиля, определенные предприятием-изготовителем, запрещено. А вот ксеноновые и светодиодные фары, установленные на автомобиле с завода – не ухудшают видимость, не мешают другим водителям и потому не запрещены.

Хотим напомнить водителям о том, что согласно статье 127 установка в транспортных средствах звуковых и световых устройств, не предусмотренных предприятием-изготовителем, а равно их переустройство — влечет наложение штрафа в сумме одного минимального размера заработной платы. Если же речь идет об установке специальных звуковых и световых устройств, то для граждан предусмотрен штраф от одного до трех, а для должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров заработной платы с конфискацией этих устройств.

Кроме того, в случае несоответствия определенным требованиям законодательства транспортное средство подлежит помещению на штрафплощадку. В Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан №370 от 24.12.2015, закрепившем собой Правила дорожного движения указано, что в ряде случаев эксплуатация транспортных средств запрещена, причем внешним световым приборам посвящен отдельный параграф.

Позаботьтесь о своей собственной безопасности на дороге и проявите уважение к безопасности других участников дорожного движения! В ином случае мы позаботимся, чтобы опасное для всех транспортное средство оказалось на штрафплощадке.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech